В современной России обои — актуальный и популярный отделочный материал. Он широко используется как в высокобюджетных дизайнерских проектах, так и в проектах начального уровня.
Среди большей части населения нашей страны превалирует мнение о том, что обои — это, скорее, бюджетный вариант обновления интерьера, чем тот материал, который может нести эстетическую составляющую дизайна помещения. Это суждение закрепилось в умах наших сограждан не просто так. Дело в том, что в Советском Союзе не существовали «дизайнерские обои». Советский Союз производил обои для широкого потребления — недорогие, с одинаковыми паттернами и строгой палитрой цветов. Наблюдался дефицит.
Но так было не всегда. Если мы углубимся в средние века, мы обнаружим, что в европейских странах обои являлись главным модным и престижным отделочным материалом. Так, стены замков нередко украшали гобеленами ручной работы с изображением сцен охоты вельмож на диких животных или сцен из мифологии. Такая роскошь была доступна только богатым господам, но всё изменила промышленная революция.
В результате промышленной революции в Европе были созданы несколько машин, которые удешевили и ускорили производство обоев. Теперь за один рабочий день мануфактуры производили сотни метров обоев в день, используя, при этом, менее квалифицированную рабочую силу. Так, обои стали намного более доступными и превратились из предмета роскоши в повседневный товар.
Машины стали пользоваться огромной популярностью в обойной индустрии. Если в 1834 году Великобритания производила около 1 миллиона рулонов обоев в год, то к 1860 году это число достигло 9 миллионов.
Промышленная революция имела и негативные последствия. Многие мануфактуры, мелкие промышленники и ремесленники разорились и исчезли с рынка.
Так, в 1830-е прекратила свое существование французская мануфактура Josef Dufour et Cie. Компания стала известна после того, как в 1806 году в сотрудничестве с художником Жан-Габриэль Шарве выпустила набор живописных обоев из двадцати панелей под названием Sauvages de la Mer du Pacifique (Savages of the Pacific). Причин, почему мануфактура завершила работу, много. Одна из них — высокая конкуренция с механизированными фабриками.
Место мануфактур и ремесленников заняли фабрики и издательские бренды.
Фабрики обладали оборудованием и рабочей силой, и, зачастую, печатали дешевые обои без какого-либо дизайна. Издательские бренды же обладали более важным ресурсом — архивами. В архивах содержались дизайны и рисунки известных художников, которые издательские бренды скупали у разорившихся мануфактур.
Одним из известных издательских брендов, основанных в середине XIX века стал Sanderson. Основатель бренда — Артур Сандресон. Свой путь в обойной индустрии Артур начал с продаж французских, английских и японских обоев в Лондоне. Уже к 1870 годам Артур принял решение создать свою фабрику по производству обоев, которые изготавливались с помощью ручной печати. К началу XX века обои, которые выпускала компания Sanderson становятся известны во всём мире и продаются не только в Великобритании, но и в Америке, Германии и даже в России. Сегодня, компания Sanderson ежегодно выпускает более 250 тысяч рулонов обоев.
Ещё один всемирно известный издательский бренд — Cole & Son. Бренд основан сыном викария графства Кембриджшир Джоном Перри. Первоначальное название — John Perry Ltd. Первый каталог датируется 1875 годом. В XIX веке обои John Perry Ltd выходили на рынок в том числе через посредничество фирмы Sanderson. В течение десятилетий архив John Perry Ltd пополнялся резными деревянными формами для высокой печати, выкупленными у ликвидировавшихся мануфактур. После смерти Джона Перри компания перешла в руки успешного коммерсанта А. П. Коула. Позже, с Альбертом и Лионелем Хиллами он создал совместное предприятие Cole & Hill. После ухода Лионеля Хилла компания превратилась в Cole & Son (Wallpapers) Ltd. Сегодня архив Cole & Son насчитывает более 1800 вариантов печатных форм, 350 узоров для трафаретной печати и невероятное количество рисунков, отражающих стили последних двух десятилетий.
Как мы уже упомянули ранее, главным ресурсом издательских брендов является архив. Это неисчерпаемый источник вдохновения для создания новых коллекций обоев. Дизайнеры тщательно подбирают орнаменты, цветовую гамму, сохраняя при этом первоначальный стиль рисунка. Таким образом, издательские бренды каждый год пополняют свою коллекцию новыми работами, и, одновременно с этим, переосмысляют работы давно минувших дней.
Если говорить о истории развития Российской обойной индустрии, то мы, прежде всего, должны упомянуть дореволюционные годы. На начало XX века в Российской Империи существовали несколько десятков фабрик и магазинов по продаже обоев по каталогам. Особую важность для того времени имела художественная сторона производства, так как «красота рисунка является наиболее важной при оценке обоев». К сожалению, последующая революция и годы советского режима заморозили российскую обойную индустрию.
Одно из последствий семидесятилетней истории без развития российской обойной индустрии — значительный перевес европейского продукта над российским. Так, в крупных российских дилерских сетях Европу представляют 299 брендов обоев из 21 стран мира, тогда как Россию — 5.
На сегодняшний день Россия может похвастаться двадцатью обойными фабриками-производителями. Подавляющее большинство фабрик обладают актуальным оборудованием для производства обоев в современных техниках печати.
Помимо крупных фабрик, в России существуют фабрики-издатели. От классических фабрик их отличает размер и принцип работы. Фабрики-издатели занимают меньшую площадь, нежели их «большие братья» и производят продукцию малотиражными партиями или по индивидуальному заказу. Ассортимент фабрик-издателей представлен в каталогах по коллекциям. Таким образом, фабрики-издатели больше напоминают мануфактуры — пионеров производства обоев. Примеры современных мануфактур — Individual Design Wallpaper из Новосибирска, Fresq и Yana Svetlova Wallcoverings из Москвы. Продукцию фабрик-издателей можно встретить в крупных дистрибьютерских сетях России, например, у Artique и Manders, Ампир Декор, Питерра и других.
Дистрибуция обоев осуществляется по двум моделям. Первая модель — через готовую продукцию в торговых залах и на складах магазинов. В этом случае клиент покупает обои сразу из наличия. Такая модель характерна для отелочных материалов эконом-сегмента. Во второй модели весь товар представлен в каталогах. Каталоги обоев отражают всё многообразие техник, материалов и дизайнов обоев, как в классических, так и современных направлениях, стилях и технологиях производства. На небольшой площади может находиться огромный ассортимент обоев со всех стран мира. Главный плюс обоев в каталогах — их новизна, уникальность и неповторимость. Вторая модель дистрибуции характерна для обоев из среднего и премиум сегментов.
Продукция российских обойных фабрик зачастую представлена в дистрибьюторских сетях, работающих по первой модели. Несмотря на то, что российские фабрики имеют достаточные мощности для того, чтобы производить более качественный и эстетичный продукт, им остается присутствовать только на рынке эконом материалов. Это связано с тем, что фабрикам сложно изменить модель и конкурировать на рынке с лидерами индустрии. Проведя первичный анализ ведущих фабрик, можно увидеть возможность выхода в конкурентную среду через разработку и выпуск коллекций обоев в коллаборациях с актуальными российскими художниками.