Design Science Revolution


Текст: Денис Козюкин
Иллюстрации: Владислав Филиппов, Татьяна Калошина


Денис Козюкин.png


Мы живем в удивительное время: взаимоотношения архитектуры, промышленного дизайна и моды всегда были близкими, порой романтическими, порой партнерскими, но никогда – такими взаимовыгодными, как сегодня. Архитекторы находят себя в мире высокой моды: Пьер Бальмен, Раф Симонс, Джанфранко Ферре, Том Форд, и Вирджил Абло, – вот малая часть внушительного списка. Канье Уэст, в свою очередь, переходит от создания одежды и обуви к более монументальным формам творческого выражения и запускает архитектурный проект YEEZY HOME, подкрепив новость рендерами минималистского строгого пространства, напоминающего своей необруталистской эстетикой штаб-квартиру бренда в Калабасасе.


DesignScienceRevolution_1.jpg


Архитектура и дизайн становятся частью массовой культуры – в исключительно хорошем значении этого слова.

Один из ключевых персонажей XX века Бакминстер Фуллер, увлеченный идеями массового производства и посвятивший всю свою жизнь поискам ответа на вопрос, есть ли у человечества шанс на долгосрочное и успешное выживание на Земле, уверял, что чем больше мы потребляем, тем скорее придем к новой, более качественной среде обитания.

Автор 28 книг, любимец нынешнего поколения архитектурных суперзвезд, человек, которого считают своим учителем Норман Фостер, Ричард Роджерс и Стивен Холл и боготворят все, кто помнит о том, что именно дизайн – ключ к решению жизненно важных проблем человечества, всегда мыслил масштабно. Почти все его идеи были направлены на то, чтобы оптимизировать ресурсы планеты: ему хотелось делать больше, но с меньшими затратами. Он верил во взаимосвязь всех вещей и всегда задавался множеством вопросов: «Почему при нашем уровне развития мы не можем обеспечить питанием и одеждой каждого нуждающегося человека на этой планете? Почему мы не создаем проекты дешевых и удобных домов? Что такое богатство? Почему наши технологии развиваются в геометрической прогрессии, но это не делает нас действительно богатыми? Почему бы нам не посмотреть, как природа создает свои произведения, а затем строить свои собственные структуры?».


DesignScienceRevolution_4.jpg


Сегодня его открытия стали ключом к разрешению множества вопросов – от защиты окружающей среды и строительства экономичного жилья до развития информационно-компьютерных технологий и гуманизации политики и экономики. Многие из его высказываний носят пророческий характер, а глубинный смысл его месседжа человечеству еще только предстоит осознать.

Ярчайший пример, иллюстрирующий идеи Фуллера и доказывающий, что процесс уже запущен,– диалог шведского гиганта IKEA и дизайнеров, чьи работы с трудом можно назвать достоянием массовой культуры: провокатора Вальтера Ван Бейрендонка, олицетворения маскулинного дизайна Пита Хейна Эйка или вышеупомянутого Вирджила Абло, который на сегодняшний день является не только создателем собственной марки Off-White, но и креативным директором Louis Vuitton. IKEA сыграла не последнюю роль в формировании трендов современного дизайна с его тягой к лаконичности, простоте форм, натуральным отделочным материалам. Журналисты The Guardian подсчитали, что по воскресеньям магазины сети посещает больше людей, чем церковь, и «10 % европейцев были зачаты на одной из кроватей IKEA». Суть же коллабораций не просто в создании предметов, а в интеграции творческой мысли и видения дизайнера в привычные повседневные вещи. Теперь стул – это уже не просто стул, а философия, которую можно купить за небольшие деньги, а магазин IKEA – место соприкосновения масс-маркета и люкса. Имея в своих активах миллиарды долларов, компания может позволить себе не только сосредоточиться на коммерческой стороне дела, но и привлечь к работе по-настоящему крупный талант.


DesignScienceRevolution_3.jpg  DesignScienceRevolution_2.gif

IKEA Х KATIE EARY


Таким образом, устойчивое выражение «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи», получило полное переосмысление: вещь больше не должна быть долговечной или сделанной из материалов высочайшего качества. Покупайте, используйте, выбрасывайте, попутно создав с десяток рабочих мест. Чем больше вы будете это делать, тем быстрее изменится наша среда обитания. То количество одежды, которое сегодня имеется в шкафу у среднестатистического жителя мегаполиса, пару десятков лет назад представлялось невозможным. Это же утверждение применимо и к интерьеру, за исключением того, что это чуть более медленный процесс: история владения вещью уходит на задний план, человека интересует не создание домашнего уюта, а жизнь номада. Концепция путешествий тоже претерпела изменения: теперь для получения полноценного впечатления от каждого из посещаемых мест важно погружение в визуальную составляющую, которая не ограничивается парой-тройкой достопримечательностей, известных каждому захудалому гиду. Человечество богатеет в нематериальных, трансцендентных вещах, постоянно увеличивая запасы своих богатств. Мы создаем и визуализируем будущее своей верой, и насыщение качественным дизайном, интерьером, средой обитания возможно только в том случае, если абсолютное большинство будет в это верить. Чем больше людей придет к этому выводу, тем качественнее мы заживем.


DesignScienceRevolution_5.jpg


Но спустимся с трансцендентальных высот к реальности. Сегодня человек может с легкостью оказаться в любой точке земного шара, а Интернет и социальные сети в разы упрощают процессы коммуникации. А значит, уже необязательно искать нужного специалиста – архитектора, дизайнера, декоратора и так далее – рядом с собой. Крупные проекты реализуются удаленно: взять хотя бы особняк российского миллионера Вячеслава Доронина Capital Hill Residence, работу над которым начала в 2006 году Заха Хадид, а закончил в 2016-м нынешний глава Zaha Hadid Architecs Патрик Шумахер. По данным Colliers International, доля проектов с участием иностранных архитекторов в сегменте премиум-класса Москвы за прошлый год составила 40 % от общего количества комплексов, вышедших на рынок, причем половина из них была приглашена без проведения тендеров, на основе частных исследований, рекомендаций и результатов сотрудничества на предыдущих проектах.

Та же ситуация наблюдается и на локальном рынке. К примеру, Денис Кульбаев, который когда-то участвовал в реализации проектов зарубежных коллег, теперь и сам выступает в качестве приглашенного специалиста. Но глобализация коснулась не только человеческих ресурсов. Ремесленничество, которое годами воспринималось как антипод технического прогресса и рудимент современной экономики, переживает возрождение: во всем мире значительно усилился интерес всего сообщества к осмыслению и переосмыслению исторического прошлого, обусловленный радикальными изменениями в социальной жизни, оживлением религиозных движений, переходами от экономических подъемов к депрессии и упадку, от индустриального общества к постиндустриальному. Добавьте к этому мощь Интернета и скорость распространения информации – и вот уже мы можем приобрести винтажные или созданные в единичном экземпляре где-то в другом уголке мира вещи, смешивать их с предметами масс-маркета или люкса по своему желанию.

Выходит, что границ больше нет, привычная модель рыночной экономики – всего лишь устаревший конструкт, действующий исключительно в интересах узкой группы лиц, а настоящее благосостояние – это наш разум и способность человечества эффективно взаимодействовать с происходящим вокруг. Поэтому, кем бы ни казался нам Фуллер – безнадежным утопистом или редкостным визионером, в одном он был несомненно прав: в мире уже сейчас достаточно ресурсов для перехода к мирному и безбедному существованию абсолютно всех людей, причем благодаря совершенствованию технологий эти ресурсы продолжают высвобождаться. А Design Science Revolution, к которой призывает Фуллер, – это процесс изменения людьми окружающей среды, которая, в свою очередь, будет изменять мир более эффективно, чем социальные реформы. Процесс, зависящий только от нас.


DesignScienceRevolution_6.jpg

DesignScienceRevolution_7.jpg




МАТЕРИАЛЫ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ С ДАННЫХ РЕСУРСОВ:

MUSEUM-DESIGN.RU
INTERIOR.RU
DOLMEDIA.RU
INTERIOR.SREDAOBUCHENIA.RU
DESIGNBOOM.COM
IKEA.COM
CASARICCA.RU
EXCODA.RU



Читайте ещё