Итальянский дизайн ХХ века

ОСВАЛЬДО БОРСАНИ



Tecno_1.jpg

Кресло P40


TECNO
ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ И КРЕАТИВ

Освальдо Борсани,  вместе с братом-близнецом Фульженцио, основал в 1953 году фабрику Tecno, известную сегодня во всем мире как ведущий производитель креативной офисной мебели.

Именно Tecno мы обязаны не только мебельным «иконам»  вроде кресла P110,  софы D70 или офисной системе Graphis, но и совершенно новому подходу к промышленному дизайну, сочетающему функциональность и эстетику, мануфактурное качество и производственные инновации. Формула успеха, выведенная в начале 50-х, за более чем полвека не изменилась: «оригинальная идея» и «удовлетворение потребностей». Пионер итальянского промышленного дизайна Освальдо Борсани выбрал своим кредо сочетание эстетической красоты и функциональности.  

Tecno_2.gif

Стул Modus, получивший премию SMAU в 1973 году


Талантливый не только как дизайнер, но и как бизнесмен, Освальдо был дальновидным и нетщеславным человеком. Он часто привлекал к работе коллег, видя в коллаборации источник вдохновения, а не конкуренции. Эта политика сохранилась в компании и по сей день. Благодаря сотрудничеству с лучшими специалистами в области дизайна и технологий Tecno реализует самые смелые проекты.


Tecno_3.jpg

GRAPHIS


Tecno_4.jpg

Удивительно, насколько дизайнер не интересовался, как сказали бы сегодня, «личным продвижением». Борсани с энтузиазмом продумывал рекламные компании для Tecno и созданной им очередной мебельной новинки, приглашая к сотрудничеству известных художников-графиков для отрисовки буклетов и афиш, никогда при этом не делая акцента на собственной персоне. Видимо, поэтому о нем заговорили только сейчас с подачи следующих поколений – внука и дочери. Помимо мебели, Борсани проектировал также витражи, элементы интерьера и аксессуары, однако отправной точкой в карьере молодого Освальдо стало все-таки создание семейной виллы Casa Libera.


Tecno_5.jpg


Casa Libera близ Милана уникальное по своей ценности место – частная вилла Освальдо Борсани, дизайнера, основателя и идейного вдохновителя мебельной компании Tecno.


Tecno_6.jpg


Аромат расставленных в вазах цветов, доносящаяся из гостиной музыка – гостеприимный дом выглядит так, будто его обитатели ненадолго вышли и вот-вот вернутся обратно. «Благодаря продуманности интерьера, его актуальности на сегодняшний день, вилла существует как бы вне времени,– говорит попечитель лондонского музея и консультант семьи Борсани по проведению выставки Амбра Медда. – Все эти атмосферные мелочи призваны подчеркнуть не столько изысканность пространства, сколько его удобство для жизни. Освальдо был любящим сыном, мужем и отцом. В каждом уголке дома чувствуется его забота о семье».


Tecno_7.jpg


Спроектированное Борсани в начале 40-х здание – редкий образчик рационализма в архитектуре и внимания к деталям в интерьере. Мебель, элементы отделки, светильники, созданные в коллаборации с известными художниками, тонко вписаны в общую концепцию. Обстановка сохранилась такой же, что и более полувека назад. Ни внутри, ни снаружи здания не было произведено со времени постройки ни одного изменения, так как на протяжении своей истории вилла принадлежала Борсани, а в последние 10 лет в ней размещался семейный архив.


Tecno_8.jpg


Ознакомиться с ним можно было на открывшейся в миланском музее триеннале ретроспективной выставке Освальдо Борсани, инициаторами которой стали дочь и внук дизайнера. Экспозиция охватывала период его жизни и творчества с 1930-х до начала 1980-х годов. Внимания достойны не только объекты – более 300 предметов, включая рисунки, фотографии, реконструкции зданий, культовые предметы мебели, но и само выставочное пространство, спроектированное Норманом Фостером.


Tecno_9.jpg


«Мой дед был настоящим новатором. Он сыграл важную роль в становлении модернизма в Италии, оставаясь в то же время приверженцем традиций. Неважно, какого масштаба работу он вел, будь это целое здание или всего лишь стул, Освальдо наряду с технологическими инновациями всегда принимал в расчет индивидуальность и изысканность сделанных вручную вещей. Истинное наследие Освальдо Борсани заключено в том, как он совмещал и уравновешивал элегантность и рациональность», – говорит Томасо Фантони.


ВИЛЛА CASA LIBERA – ЭСТЕТИКА ВНЕ ВРЕМЕНИ

Tecno_10.jpg


Достаточно переступить порог виллы, чтобы осознать силу влияния Борсани на развитие итальянского дизайна в ХХ веке. Особняк расположен в 20 км от Милана в живописном городке Варедо. Дому нет еще и 100 лет, но какое это имеет значение, если в его создании принимали участие лучшие художники своего времени – Адриано Спилимберго, Фаусто Мелотти, Лучо Фонтана, Гульельмо Ульрих, Агеноре Фаббри, – работая над мозаикой, настенными панно, светильниками.


Tecno_11.jpg


Освальдо спроектировал виллу в 1939 году, сразу после окончания Миланского технического университета. Первоначально в ней планировала поселиться семья Фульженцио, брата дизайнера. Однако дом получился настолько комфортным и просторным – 800 квадратных метров жилого пространства расположились на 3000 футах великолепного сада, что до 2008 года его занимали три поколения Борсани. После смерти Карлы, жены Фульженцио, в доме был размещен частный архив. В архитектуре и интерьере виллы причудливо сочетаются два взаимодополняющих подхода – традиционализм и модернизм. Casa Libera была закончена в 1943 году. Чистые прямые линии фасада и вторящие им вертикали высоких окон и дверей отсылают к творениям Фрэнка Ллойда Райта, а ультрасовременные технологии делают ее воплощением послевоенной роскоши: полы с подогревом, кнопки вызова персонала.


Tecno_12.jpg


Одной из ключевых деталей интерьера является мраморная лестница. Минималистичные перила из орехового дерева, конические опоры из закаленного стекла – настоящее украшение холла. Не меньше запоминаются каминный портал в гостиной, созданный в коллаборации с Лучо Фонтана, и мраморный стол с причудливой инкрустацией по мотивам игральных карт художника Марчелло Пикардо.


Tecno_13.jpg


Любопытно, что органично вписанная в центр гостиной мебельная группа была создана намного позже уже на производстве компании Tecno. Набор стульев P110 спроектирован самим дизайнером в 60-х годах, диван и кресла – его дочерью Валерией в 70-х годах, а стеклянный и деревянный журнальные столики разработал в это же время его зять Марко Фантони.Так воочию можно наблюдать один из главных принципов жизни семьи Борсани – преемственность в ее лучшем проявлении.


Tecno_14.jpg

Tecno_15.jpg

 



МАТЕРИАЛЫ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ С ДАННЫХ РЕСУРСОВ:

SAUDIGAZETTE.COM.SA
EDITION.CNN.COM
DEDECEBLOG.COM
OSVALDOBORSANI.COM
INSTAGRAM.COM/OSVALDOBORSANIOFFICIAL
TECNOSPA.COM
PHILLIPS.COM
CAMBIASTE.COM
ARCHITECTURALDIGEST.COM
ROOMBLE.COM
WALLPAPER.COM


Читайте ещё