Коллекционируй это!


Текст: Денис Козюкин
Иллюстрации: Владислав Филиппов, Любовь Панина, Татьяна Калошина


Денис Козюкин.png


Декоратор и футуролог Фабрис Оссе объявил, что арт-дилеры скупают дизайнерские вещи, а музеи перестраиваются и готовят места под объекты, которые станут образцами искусства от дизайна. Эта новость заставляет внимательнее присмотреться к странной и не до конца понятной фигуре коллекционера – то ли фрика, то ли каталогизатора и собирателя историй. Что движет этим человеком?

Складывается впечатление, что коллекционирование становится постоянной темой новостей. В феврале впервые прошла PAD Geneve – коллаборация дизайнерской выставки PAD Paris и ярмарки современного искусства Art Geneve. На London Design Festival или парижской Maison & Objet в одном из столичных музеев обязательно будет выставляться условный Этторе Соттсасс, чью мебель с упоением коллекционировали Дэвид Боуи и Карл Лагерфельд. Последний, к слову, не представлял свою виллу в Монако с другой фурнитурой, что заставляет задаться вопросом: это была коллекция для виллы или по задумке Лагерфельда вилла становилась своего рода музеем для коллекции? Коллекционеры стремятся создать комфортный микроклимат для своего собрания и даже готовы пойти на перепланировку ради удобства хранения артефактов и их использования. Одни из самых известных русских коллекционеров, Сергей Щукин и Иван Морозов, чтобы превратить свои уже построенные дома в частные галереи, обращались к модному апологету интернационального модерна Льву Кекушеву.


Kollekzioniruy eto_1.jpg


Откуда вообще пошла страсть к коллекционированию? Фактически это занятие у нас в крови: собирательство, наряду с охотой, было главным родом деятельности древнего человека. Тысячелетия спустя появились шумерские таблички со следами первой письменности о том, например, сколько было собрано мер пшеницы – в письме первым делом пытались каталогизировать мир вокруг себя. Затем человечество прошло долгий путь от собирания всего подряд до узкоспециализированных коллекций. Мы живем в мире с изощренной системой классификаций. Например, по способам создания можно выделить коллекции, которые собраны своими силами, на основе подарков, в результате награблений/завоеваний и, наконец, коллекции смешанного типа (скажем, Юсуповы занимались как собирательством, так и принимали артефакты в дар). Притом внутри этой классификации можно провести деление на осознанное (профессиональное) коллекционирование и любительское. Тот факт, что в 2008 году обрушился рынок антиквариата (вскрылось, что 70 % всех «старинных вещей» – подделка), говорит о том, что в России коллекционирование на профессиональном уровне почти не велось. Зато этот щелчок по носу заставил тщательнее подходить к вопросу экспертизы.


Kollekzioniruy eto_5.jpg


Коллекционирование по предметам делится на элитарное и неэлитарное. Картины, дорогие автомобили и оружие относятся к первому типу, в то время как ко второму причисляют более или менее доступные каждому (в финансовом смысле) предметы. У людей, далеких от потребности каталогизировать окружающее, нередко складывается стереотип, что элитарные коллекционеры – не от мира сего, фрики. Доля правды в этом есть, достаточно вспомнить фигуру самого богатого человека своего времени, миллиардера Пола Гетти. Он обладал поистине уникальной коллекцией, при этом ни разу не появлялся в собственном музее в Малибу, куда прямиком отправлялись многие предметы, минуя его английскую резиденцию. Парадокс в том, что известный своей маниакальной скупостью американец спокойно мог расстаться с действительно дорогой вещью. Из его мемуаров мы знаем, что он отказался продать роскошный ковер египетскому королю, а потом подарил его музею со словами, что он слишком красив, чтобы им любовались лишь единицы. Самое любопытное заключается в другом: по записям в дневнике становится понятно, что Гетти в коллекционировании больше всего привлекал сам процесс и почти ритуальное описание каждой мелочи, связанной с новой покупкой, порой весьма сомнительного свойства.


Kollekzioniruy eto_2.jpg


Феномен коллекционирования не раз пытались осмыслить в психологии. Зигмунд Фрейд, сам известный коллекционер античных статуэток и фарфора (в его собрании насчитывалось 2000 предметов), выстраивал не самую красивую теорию про то, что эта страсть является отголоском переживания момента, когда ребенок сам произвел «артефакт», но был вынужден с ним расстаться. Жан Бодрийяр рассматривал явление шире, чем просто как сублимацию. Коллекция для французского философа была символическим актом отказа от смерти и отмены времени. Ее окончание автоматически означает смерть коллекционера, поэтому он должен делать все, чтобы этого не произошло. Для него важно только то, что он является единственным обладателем вещи. Поэтому, шутит Бодрийяр, настоящий фанат будет готов купить на аукционе экземпляр, идентичный уже имеющемуся у него, только для того, чтобы уничтожить один из них и провозгласить себя вновь единственным обладателем артефакта.

Вероятно, и Гетти подсознательно пытался бороться с умиранием. Но есть и другое объяснение – через дофаминовые петли быстрой обратной связи. Это алгоритм, который активно применяют в соцсетях (лайки) и игровой индустрии: человек реагирует на стимулы-поощрения, у него вырабатывается дофамин, мозг требует: «Еще!», а ему уже подсовывают следующую цель. Разумеется, коллекционеры тоже попадают в эту ловушку вечного потребления.

Может сложиться впечатление, что коллекционирование – это сублимация, приобретающая порой нездоровые черты. Но было бы неправильным рассматривать его исключительно как историю Плюшкина, который тащит все в дом. Коллекции служат основой не только для возможных научных исследований, но и для появления музеев и библиотек. Многие коллекционеры сознательно собирали коллекции для передачи музеям (Третьяков, Боголюбов, Гуггенхайм, тот же Гетти). МоМА, он же нью-йоркский Метрополитен, главный музей в мире по версии Леонида Парфенова, появился благодаря собраниям частных лиц. Иногда коллекционирование становится частью корпоративной культуры: вспомните развешенные картины современного искусства в офисах фильма «Под покровом ночи» Тома Форда. В России известен своей коллекцией современного искусства «Газпромбанк».


Kollekzioniruy eto_3.jpg


В мире, в котором ценится накопление, обработка и систематизация информации, коллекционер – это символ эпохи. Отчасти даже ее творец. Действительно, приезжая в новый город, мы стремимся попасть в знаковые музеи, с которыми он ассоциируется: Санкт-Петербург – с Эрмитажем, Париж – с Лувром, Мадрид – с музеем Прадо. Мировые столицы впитывают многовековую и интернациональную историю разных культур и, упорядочивая, преподносят ее гостю. Все это стало возможным именно благодаря коллекционерам. Поэтому, коллекционируя, вы инвестируете в будущее.


Kollekzioniruy eto_4.jpg




МАТЕРИАЛЫ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ С ДАННЫХ РЕСУРСОВ:

PAD-FAIRS.COM
FINANCE.BIGMIR.NET
UZNAYVSE.RU
VC.RU
RU.WIKIPEDIA.ORG
TIERRA.IT
VISIT-PETERSBURG.RU//JPG




Читайте ещё