Проекты наших резидентов

ВМДИ: Место московских элит


ПРОЕКТ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ
ВСЕРОССИЙСКОГО МУЗЕЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО И НАРОДНОГО ИСКУССТВА


локация: г. Москва
проектирование: 2019
площадь: 2,0 Га
заказчик: Всероссийский музей декоративного искусства
партнер: Новая Земля

«Современный музей не только демонстрирует экспонаты, он должен вдохновлять, передавать впечатления»



История

Всероссийский музей декоративного искусства расположен в комплексе зданий – памятнике архитектуры конца XVIII-XX веков.
По имени прежних владельцев москвичи называют эту усадьбу «Домом Остермана».

Усадьба с парком и постройками, в стенах которых сейчас расположен музей, всегда принадлежала влиятельнейшим и выдающимся лицам страны, либо крупным организациям.


С 1783—1811 год хозяином усадьбы был граф Иван Андреевич Остерман, который получил ее в наследство от дяди по материнской линии Василия Ивановича Стрешнева, наследника Лукьяна Степановича Стрешнева, одного из самых знатных лиц Московского государства середины 17-го века.

Сам Иван Андреевич был сыном Андрея Ивановича Остермана (1686—1747), «знаменитейшего мужа в империи», на протяжении семнадцати послепетровских лет фактически являвшегося руководителем внешней, да и внутренней политики России.

Вновь отстроенный дворец в Божедомском переулке славился среди прочих своим гостеприимством и хлебосольством. И.А. Остреман, несмотря на то что слыл чудаком, «расфуфыренным призраком» давно ушедшей екатерининской эпохи, жил открытым домом и собирал к себе на обеды самое блестящее общество.

С 1811 по 1834 год усадьбой владел генерал Александр Иванович Толстой-Остерман. Он много путешествовал, лишь изредка бывая в Петербурге и Москве.

В 1827 г. А.И. Толстой-Остерман навсегда покинул Россию. Усадьба, пострадавшая в 1812 году от пожара осталась в запустении.

В 1833 году высшие государственные власти обратились к нему с предложением продать дворец Священному Синоду для размещения в нем Московской Духовной семинарии, нуждающейся в новых, более просторных помещениях


Дом Остермана был восстановлен по проекту архитектора Еремеева и включал в себя новые постройки и небольшие переделки.

За 74 года семинария выпустила из своих стен более пяти тысяч воспитанников, здесь ежегодно занималось до 700 учеников (не считая 100 в начальной школе); из них до 400 проживало в семинарском общежитии. Некоторые выпускники стали впоследствии незаурядными деятелями науки и культуры, среди них были ректоры высших учебных заведений, выдающиеся иерархи Русской церкви, историки, медики, писатели. Ректоры семинарии зачастую становились архиепископами и митрополитами.

После Великой Отечественной войны в здании обосновались Президиум Верховного Совета и Совет Министров РСФСР. В конце 1940-х в мастерской архитектора В.Г. Гельфрейха был создан проект трехэтажной пристройки для Президиума Совмина. Новый корпус примкнул к торцевой стене бывшего семинарского общежития.

К 1981 г. правительство России переехало в Белый Дом у Красной Пресни, а ранее занимаемые помещения передало Всероссийскому музею декоративно-прикладного и народного искусства, куда 21 июля 1981 г. вошли первые посетители.


Здание музея, являющееся памятником архитектуры XVIII — середины XX вв., нуждается в настоящее время в проведении комплексной реставрации. Фасад дворца и планировку парадной анфилады можно восстановить по недавно выявленным архивным документам. Усадебная композиция, заложенная в конце XVIII в., не была нарушена многочисленными наслоениями XIX—XX вв. — пристройки скрываются за главными корпусами. Архитекторы отводили новым зданиям заведомо подчиненную роль, оставляя первенство за усадебными сооружениями, не нарушая, а дополняя сложившийся ранее ансамбль.

Таким образом, дворцовый комплекс с двухсотлетней историей, переживший пожар 1812 г. и революцию 1917 г., многократно перепланированный, но поддающийся восстановлению, вправе сегодня носить имя Дома графа Остермана.



Проект

Основная цель проекта — реновация территории и комплекса Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, преобразование его в востребованное социокультурное пространство для москвичей и гостей столицы. Нужно увеличить посещаемость и возвратность посетителей — для этого музей должен войти в повседневный процесс жизни, а не быть только частью одноразового запланированного образовательно-культурного похода.


На основании комплексного градостроительного, социально-экономического и маркетингового анализа были определены основные задачи для достижения цели:

  • обеспечить пространственную связь территории музея с Делегатским парком, ранее являвшимся частью единого комплекса усадьбы Остермана. Обеспечить территорию сервисными функциями, необходимыми для создания востребованного общественного пространства прилегающей к музею территории;

  • ретроспективный анализ объекта выявляет наслоение различных этапов реконструкции усадьбы, связанное со сменой ее функции на протяжение 17—21 веков. Предлагается зафиксировать принцип выявления культурной ценности каждого слоя при реставрации и реконструкции объекта.

  • найти новую форму предъявления музейных ценностей и модель взаимодействия с целевой аудиторией. Заложить создание современной модели развития музея путём совмещения главных функций — образование, собирание и хранение. Сформировать новые культурные ценности в комбинации с современными сервисами для посетителей. Создать возможности привлечения негосударственных источников финансирования, необходимых для устойчивого развития территории.




Территория

Проект решает поставленные задачи следующим образом.

Территория музея становится общественным пространством с разнообразными функциональными зонами. Она связывается с территорией Делегатского парка, отделенного сейчас тепловыми магистралями, с помощью пешеходного моста. Тем самым восстанавливается территориальная целостность усадьбы.


Основная входная зона становится событийной площадкой для открытых экспозиций современных художников и дизайнеров, показов мод и других популярных событийных мероприятий.

В пространстве атриума во дворе дворцового комплекса создаётся «музей тишины» — это интерпретация усадебного парка, в идейно-образном решении которого лежал принцип формирования лесного массива внутри города.


На заднем дворе возводится сцена для проведения мероприятий и образовательных программ, связанных с жизнью района. На входе, восстанавливая композиционный принцип входной группы усадебного комплекса и решая задачи навигации, устанавливается ротонда с качелями. Она располагается на месте утраченного цилиндрического фонтана, исторически являвшегося источником питьевой воды для горожан.

Квартал застройки, аксонометрия, зеленый каркас и функциональное зонирование

Пространство музея-дворца необходимо сделать максимально проницаемым для посетителей.
Для обеспечения связанности всех функциональных зон комплекса будут восстановлены коммуникации, не функционирующие в данный момент.



Интерьер

При реконструкции интерьера отвергается принцип домысливания как способ реставрации и реконструкции, выделяется подлинная ценность каждой эпохи, формирующей эклектичный характер дворцовых пространств.


Объекты и фактуры, не имеющие художественной ценности, становятся монохромным фоном для ценных элементов интерьера, подчеркивая художественную значимость сохранившихся фрагментов.



Выбор материала

Для отделки стойки ресепшн, кафе, зон отдыха, торговых пространств выбирается аутентичный материал для декоративного искусства — керамика, но уже в современной её интерпретации.



Новый музейный продукт

В основу создания нового музейного продукта ложится подход, при котором материальное наследие, представленное музейной коллекцией и архитектурой музейного комплекса, объединяется с нематериальным наследием, олицетворяющим значимость «Дома Остермана» в общественной жизни элит царской России. Позиционирование его как одного из самых роскошных и посещаемых домов Москвы — вот лейтмотив маркетинговой концепции территории Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства.



Успешная работа с наследием

В нашем проекте восстанавливаются ранее утраченные водоёмы и зоны отдыха. Предметы интерьера и декоративного искусства оживают в интерьере, экспозиции формируются лучшими специалистами Европы и России. Их задача — ревалоризация наследия, демонстрация его ценности в современном мире. Пространство обретает утраченную популярность для жителей Москвы.

Мы создаем новую форму для выполнения социокультурной и культурной задачи музея. Современные композиции, созданные мастерами индустрий, должны быть понятны не только узкому кругу избранных ценителей дизайна.



Событийность

Интерактивность экспозиции, ремесленные мастерские для взрослых и детей, как новый вид взаимодействия с уникальным русским наследием, позволят передать будущим поколениям нематериальные ценности, получив при этом яркие впечатления. Также будет предоставлена возможность использовать наследие как творческий ресурс современным дизайнерам, художниками и другим представителям креативных индустрий, являющихся драйвером развития современной экономики — экономики знаний.



Музейный магазин

Вакантные площади музея и территории общественной зоны могут использоваться под развитие торговли и сервисов тематической направленности музея. Для экспозиций на коммерческой основе могут привлекаться бренды из индустрии дизайна, заинтересованные во взаимодействии с целевой аудиторией музея.



Кафе и рекреация

Ресторан, кафе с блюдами по восстановленным рецептам русской кухни, музейные бутики фарфора и столового серебра, тканей, аксессуаров и украшений, интернет библиотека и виртуальный каталог коллекции музея, образовательные программы для детей, наличие уникального пространства для показа кино и проведения мероприятий.

Все эти сопутствующие услуги позволят создать устойчивую модель развития, в полной мере реализующую потенциал культурного наследия, сконцентрированного в усадебном комплексе «Дом Остермана».



Характеристики

2.0 Га

площадь территории

2.0 Га

проектирование

реализация






материал предоставлен резидентом Креативного Кластера «Дизайн Центр» SNOU